Ректор РГГМУ В. Л. Михеев: «Экологические риски можно и нужно предупреждать»!

Эксперт в области промышленной экологии компании «ЕИМ инжениринг» Анна Марагаева поговорила с ректором Российского государственного гидрометеорологического университета Валерием Михеевым о результатах первого года сотрудничества, о том, почему происходят техногенные катастрофы, как их избежать и что нужно делать, чтобы бизнесу было выгодно заботиться об экологии.

Анна Марагаева
Ректор РГГМУ В. Л. Михеев и Анна Марагаева

А.А. Валерий Леонидович, в свое время Институт стал первым в мире высшим учебным заведением гидрометеорологического профиля, и сегодня у вас более 20 000 выпускников. Какие профессии сегодня наиболее востребованы?

Ректор РГГМУ В. Л. Михеев

В.Л. Наши основные направления — метеорология, гидрология, океанология. Многие из наших выпускников достигли серьезных успехов в этих направлениях, их вклад в науку и образование значителен. Мы гордимся теми, кто занимается исследованиями Арктики. Также наши выпускники — одни из тех, кто стоял у истоков экологии. Это направление сейчас получает все большее значение.

Например, в этом году мы открываем первый набор на юридический факультет и объединяем специальности юриста и эколога. Выпускники будут особенно востребованы на промышленных предприятиях, будут прогнозировать и предотвращать возможные риски, смогут работать как в Экологической прокуратуре, так и юристами по экологическому праву в производственных компаниях.

У нас все факультеты, в том числе Экономический, направлены на обеспечение работы в нестандартных, в том числе с точки зрения экологии, ситуациях — например, в случае разлива нефти или при чрезвычайных стихийных природных бедствиях, таких как наводнения. Наши специалисты эффективны там, где надо просчитать определенные показатели или даже предупредить возможные риски и убытки — на тех территориях, которые могут быть подвержены этим нестандартным ситуациям.

Например, недавний масштабный разлив нефти в Норильске — это было возможно предвидеть. Известный факт — и мы давно об этом говорили — город построен на территории вечной мерзлоты, и уже были данные, что 80% всех зданий, которые стояли на льдине, поплыли. То, что произошло, связано не только со старением и износом оборудования, но еще и с тем, что, когда идет движение грунта и плавунов, в какой-то момент эти емкости с топливом просто не выдерживают нагрузки. Возможно, там есть и человеческий фактор.

Сейчас в связи с глобальным потеплением климата уходят ледники, идет сильное таяние льда в Арктике, открываются могильники, древние захоронения времен после ледникового периода. Мы в Университете обучаем наших студентов просчитывать и предупреждать такие риски. Экологические риски можно и нужно предупреждать!

А.А. Как экологический тренд отражается на исследованиях в вашем Университете?

В.Л. Наш Экологический факультет — один из интереснейших, он сочетается со всеми нашими научными направлениями. Я считаю, что студентам нужен практический опыт, а не только стоять у доски и отвечать теорию. Важно дать им поработать с реальным производством, с реальным индустриальным партнером, таким как ваша компания — кто применяет технологии защиты атмосферного воздуха на практике. Это перспективный факультет, на котором получают востребованную специальность. На факультете осуществляется подготовка специалистов по различным экологическим образовательным программам.

Лаборатория Экологического факультета
книга атлас Артики

Например, произошел разлив, мы говорим – нарушилась экология. Что на самом деле мы имеется в виду? Это большой урон растениям, животным, значит, не будет питания для коренного населения, например на Севере. Иногда нарушенные природные цепочки не восстанавливаются десятки, а то и сотни лет. Наши выпускники смогут оценить влияние на окружающую среду, экосистему и выявить взаимосвязи, а затем разработать комплекс научно-обоснованных мер для восстановления и сохранения экологии.

А.А. Вы сказали, что техногенные экологические катастрофы можно предвидеть, так почему же они происходят?

В.Л. К сожалению, у нас в России надеются на «русский авось». Авось что-то не случится. Например, прогнозы по потеплению климата даются не только российскими учеными, но и зарубежными, и давно известно, что потепление и таяние ледников сильно влияет на природу. Например, Северный морской путь к 2030 году частично будет уже без льда, и сейчас идет разговор о круглогодичном прохождении ледоколов по нему. Промышленная деятельность, в том числе и транспортно-логистическая сфера, влияют на экологию.

Увеличение количества проходящего транспорта по Северному морскому пути влечет за собой большие экологические риски. Например, если судно с тоннажем более 100 тысяч тонн, перевозящее нефть, потерпит аварию, потенциально это будет экологическая катастрофа, которая приведет к колоссальному экологическому урону. Эти риски важно учитывать.

К транспортной магистрали относятся и морские порты на побережье, а это очаги экологического риска, ведь там проводятся масштабные погрузо-разгрузочные работы. Уголь, сера, глинозем, химикаты и прочие сыпучие материалы. Эти работы сопровождает постоянная пыль — один из источников загрязнения атмосферного воздуха на перегрузочных предприятиях и прилегающих территориях. И мы знаем, как решить эту проблему. Существует ряд эффективных технологий, и здесь как раз область нашего взаимодействия с вами — компанией «ЕИМ инжениринг», так как вы занимаетесь промышленным пылеподавлением. Это важное научно-техническое сотрудничество для нашего университета.

А.А. Как соблюсти экологический баланс: одновременно развивать порты, транспортно-логистические узлы, но при этом не навредить экологии?

В.Л. Многих проблем удалось бы избежать, если бы все участники серьезно относились к соблюдению экологических требований и соблюдали существующее законодательство. Например, если мы говорим про Северный морской путь, то строгое соблюдение требований Полярного кодекса позволило бы избежать проблем и минимизировать влияние на экологию Арктики.

Помимо соблюдения законодательства важно реализовывать все необходимые мероприятия, которые обеспечивают безопасность жизнедеятельности людей на этих предприятиях.

А.А. На предприятиях разрабатываются мероприятия, но все равно экологичность производства недостаточна. В чем причина?

В.Л. Для бизнеса важно получить бОльшую прибыль с меньшими вложениями. Поэтому мероприятия максимально откладывают заботу об экологии на возможные сроки, предусмотренные законодательством. Потом платят штрафы и понимают, что заплатить штраф — намного выгоднее, чем поставить качественное оборудование. Такие несовершенства в законодательстве также влекут за собой экологические риски.

Однако то, что еще осталось, надо обязательно сохранить для будущих поколений. Ведь если это не сохранить сегодня, то уже наши дети, внуки будут жить в других условиях. Негде будет ловить рыбу, некуда ходить на охоту, вода будет другого качества. А ведь сейчас вода из наших северных ледников намного чище и качественнее иностранных аналогов, и весь мир гоняется за нашей ледниковой водой.

Уверен, мы придем к тому, что сохранение экологии станет одним из приоритетных направлений.

А.А. Для нас это тоже важно, именно поэтому мы приступили к совместной работе с вами. Цель нашего сотрудничества — показать комплекс мер, их воздействие и высокую эффективность. Обосновать результат с научной точки зрения и доказать это на практике. Мы хотим поделиться опытом наших научно-исследовательских и опытно-конструкторских испытаний в сфере защиты атмосферного воздуха. Это повысит информированность руководителей предприятий. При этом мы на стороне бизнеса и знаем, как важно соблюдать баланс качества и стоимости оборудования.

В.Л. Да, собственники предприятий не всегда достаточно информированы. В силу разных причин не до конца понимают, какое именно оборудование необходимо для их предприятия.

Во-первых, важно наглядно показать, как работают ваши технологии, предоставить все необходимые научные и технологические расчеты. Важно показать, что при использовании технологий по промышленному пылеподавлению будут практически исключены экологические риски.

Во-вторых, надо постоянно улучшать информированность. В рамках нашего с вами сотрудничества будет эффективным совместное участие в профессиональных конференциях, в том числе на международном уровне. Осенью у нас в планах международная профильная конференция на базе Межпарламентской ассамблеи, где на уровне делегатов СНГ будут обсуждаться в том числе и вопросы экологии. Это хороший повод продемонстрировать нашу совместную работу и работу вашего предприятия, показать достижения и поделиться практическим опытом.

А.А. Мы очень ценим вашу поддержку. Благодаря нашему сотрудничеству, мы выступили с актуальным докладом по решению экологических проблем на Экспертно-консультативном Совете при Законодательном собрании Ленобласти. (Тема «Наиболее эффективные и доступные технологии в сфере защиты атмосферного воздуха». Спикер – Марагаев Игорь Александрович, генеральный директор «ЕИМ инжениринг» – прим. редактора).

Мы получили много откликов и позитивные отзывы. Доклад выявил большой интерес к решениям, которые мы предлагаем. Многие предприятия обратились к нам, за разъяснениями, как именно работает технология, каковы условия практического применения. Мы открыты к сотрудничеству и всегда рады поделиться практическим опытом.

В.Л. Одним из преимуществ вашего предприятия является то, что вы предоставляете комплексные решения как для больших предприятий, так и для маломощных производственных площадок. Ваше оборудование эффективно зарекомендовало себя в условиях Крайнего Севера, при отрицательных температурах. Вы можете предложить большой пласт решений, способствующих очистке воздуха, не только для предприятий, но и в городской среде. Например, с вашими технологиями можно участвовать в реализации программ «чистый воздух» или «чистый город».

А.А. Да, это перспективные программы, я верю, что реализация подобных программ в Санкт-Петербурге и Ленинградской области позволит сделать воздух чище. Все необходимые средства и методики для этого есть.

В.Л. В нашем мегаполисе много промышленных предприятий. Санкт-Петербург и Ленинградская область — те регионы, где много объектов транспортной инфраструктуры и идут постоянные погрузо-разгрузочные работы. Хотя Правительство города разработало план по переносу транспортных узлов и инфраструктуры дальше от центра, важно сохранять качество атмосферного воздуха на всей территории региона и применять самые современные пылеподавляющие технологии — такие, как у вас.

А.А. Какие у вас есть пожелания в рамках нашего сотрудничества на следующий год?

В.Л. Мы бы хотели, чтобы наша подготовленная теоретическая база реализовалась на практике, чтобы ваши технологии пылеподавления вместе с нашим научным потенциалом воплотилась в реальных совместных проектах, которые покажут, как эффективно решать или даже не допускать экологические проблемы.

А.А. Благодарю вас за интересную беседу, у нас действительно намечено много совместных амбициозных проектов. Я уверена в их успехе! Нам импонирует ваш фундаментальный и основательный подход, и со своей стороны мы сделаем все возможное, чтобы достичь запланированного результата.

В.Л. Я также хочу поблагодарить вас за сотрудничество и за ваш творческий подарок (левитирующее живое дерево, прим.редактора), он в духе времени и технологий, думаю, к следующему визиту у нас будет расти большое и красивое дерево!